ФЕСТИВАЛЬ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК В КАРЕЛИИ

 

«Все дети должны учиться вместе»

 17 марта 2017 года на базе Центра диагностики и консультирования состоялся I Республиканский Фестиваль инклюзивных практик, организованный КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки "Возрождение"» совместно с ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования».

 

В Фестивале приняли участие более 50 человек: педагоги, родители, специалисты ППМС-центров, образовательных и общественных организаций из муниципальных районов Республики Карелия. Пудожский район представляли специалисты МКОУ Центра ПМСС Борисова О. Б. и Копотина С. С.

 

Участников Фестиваля приветствовали: заместитель Министра образования Республики Карелия Волкова Наталья Дмитриевна;директор ГБОУ РК "Центр диагностики и консультирования" Руденкова Елена Анатольевна;председатель КРОО «Служба социальной реабилитации и поддержки "Возрождение"» Григорьева Галина Федоровна; Молодежная студия Ансамбля «Кантеле».

 

Фестиваль стал первой площадкой по распространению новых технологий и лучших практик инклюзивного образования в республике, обобщения накопленного опыта, овладения современными подходами к обучению особенных детей.

 

Его задачей было - помочь каждому специалисту ощутить себя участником большого сообщества, которое создает новые инклюзивные практики, способствуя развитию инклюзивного образования в регионе.

 

Уже с первой презентации участники Фестиваля погрузились в «Уроки доброты», представленные специалистами ГБОУ РК ЦДК. Каждый из присутствующих на себе испытал чувства и эмоции, которые приходится переживать в типичных коммуникативных ситуациях людям с ограниченными возможностями здоровья.

 

Особый интерес вызвали совместные выступления педагогов, психологов и родителей особенных детей, которые показали, каким может и должно быть взаимодействие школы и семьи.

 

Участники Фестиваля приняли участие в небольшом социологическом исследовании о готовности общества к инклюзивному образованию. По единодушному мнению, наиболее готовы к принятию инклюзии дети, педагоги и родители, низкая готовность среди административных работников, также отмечена недостаточность учебных и методических пособий.

 

Специалисты города Пудожа выступили вне конкурса с темой «Проблемное поле инклюзии в Пудожском районе», где обозначили типичные трудности, с которыми сталкиваются родители детей с ОВЗ, сами дети и педагоги.

 

Жюри в составе представителей общественных организаций, людей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов единодушно назвало Победителем Фестиваля команду МОУ «Заозерская средняя общеобразовательная школа № 10» Прионежского муниципального района Республики Карелия, которая представит Республику Карелия на Московском Международном Салоне Образования 13-15 апреля 2017 года.

 

Лучшие технологии и методики инклюзивного образования рекомендованы к применению в образовательных организациях республики.

 

Педагог – психолог Копотина С. С.

 

Учитель – логопед Борисова О. Б.

 

 

 

Стать значимым

в профессиональном сообществе…

 

Главной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении данной задачи большую роль играют конкурсы педагогического мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.

С целью пропаганды учебных знаний по дисциплинам общеобразовательных предметов, содействия в профессиональной ориентации педагогов и повышении их квалификации в декабре 2016 г в г. Москве Международная академия развития образования проводила Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования «Профессионал — 2016».

В данном конкурсе активно приняли участие учителя Центра психолого-медико-социального сопровождения Пудожского района, многие из которых стали Победителями - лучшими участниками по своему учебному предмету.

 Дипломом I степени награждены Тишкова Анна Сергеевна, учитель географии и биологии за 1 место в номинации «Природоведение, 5 класс» и Дмитриевская Марина Валентиновна, учитель начальных классов в номинации «Математика, 3 класс».

 Дипломом II степени награждена Майбородина Елена Николаевна, учитель-дефектолог за 2 место в номинации «Изобразительное искусство, 7 класс»

Дипломом III степени награждена Рахова Валентина Дмитриевна, учитель трудового обучения за 3 место в номинации «Технология, 5 класс».

Сертификат «За активное участие в конкурсе» получила Валентина Ивановна Насонова, учитель математики Центра ПМСС.

В течении учебного года учитель русского языка и литературы Проклова Ирина Юрьевна и учитель-логопед Борисова Ольга Борисовна активно участвовали в проекте учителей «Инфоурок» - готовили к участию в международной олимпиаде по литературному чтению учащихся Центра, участвовали в мастер-классах и форумах учителей, провели Всероссийский урок «Хранители воды». В результате профессиональной работы педагогов учащиеся нашего Центра заняли в олимпиаде призовые места среди коррекционных школ.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи.

Поздравляю своих коллег с победой, благодарю за участие к конкурсах, желаю дальнейших творческих успехов в своей профессиональной деятельности!

 

Директор Центра ПМСС Наталья Мартяшкова

 

Фестиваль муниципальных Моделей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в образовательном пространстве

4 декабря 2015 года состоялся Фестиваль  муниципальных  Моделей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в образовательном пространстве, который явился подведением итогов  5-летнего участия в проекте Федеральной целевой программы развития образования «Распространение на территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей».

Организатор Фестиваля: государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Карелия "Центр диагностики и консультирования" - федеральная стажировочная площадка по данному направлению, при поддержке Министерства образования Республики Карелия.

Участников Фестиваля приветствовали: театральная студия «Росток» Республиканского эколого-биологического центра имени Кима Андреева, руководитель Начинова  С.И., и детская театральная студия школы-интерната № 21, руководитель Неровня И.А.

В образовании немало детей, которые нуждаются в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, интегрированные в общеобразовательные учреждения; дети с нарушенным поведением, формированием аддиктивного поведения, нарушением родительского воспитания, проблемами эмоционально-волевой сферы; с личностными особенностями и трудностями  в  учебе.

Каждый нуждающийся ребенок, чтобы быть успешным в обучении, должен получить особого рода поддержку. Сопровождение – это особая культура оказания  помощи, где  участниками являются ребенок, родители, педагоги и специалисты.

Чтобы сопровождение было эффективным, в Республике Карелия создана и развивается система оказания психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. Данная система предполагает, что каждый участник образовательного процесса  в образовательной организации (школа, дошкольное учреждение), на муниципальном уровне, на региональном уровне, знает, в какой помощи нуждается ребенок и куда обратиться, если ресурса недостаточно.

Участники Фестиваля продемонстрировали опыт эффективной  организации системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в муниципальном районе.

В работе Фестиваля приняли участие 41 человек из 10 районов Республики Карелия - Беломорского, Лоухского, Медвежьегорского, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского, Пудожского, Сегежского, Сортавальского, Костомукшского городского округа и г. Петрозаводска.

За эффективную деятельность в рамках проекта все участники Фестиваля были награждены Благодарностью Министерства образования Республики Карелия.

Республиканская научно - практическая конференция

 

 

 

7 ноября 2013 года специалисты Центра Борисова Ольга Борисовна и Копотина Светлана Сергеевна участвовали в работе Республиканской научно - практической Конференции "Результаты внедрения системы психолого - педагогического и медико - социального сопровождения детей в образовательном пространстве Республики Карелия.

в ходе работы секции №1 ими был представлен опыт организации психолого - педагогического сопровождения в образовательном пространстве Пудожского района.

         "Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид

помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса,

обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса.

В процессе сопровождения анализируются и обосновываются психолого-

педагогические условия, обеспечивающие более легкую степень адаптации

первоклассников к обучению в школе, через создание системы активного

взаимодействия учителя, воспитателя детского сада, родителей;

способствующая профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в

школьную жизнь за счет своевременной диагностики, учета психологической

готовности ребенка к школе, уровня  сформированности коммуникативной

сферы, состояния здоровья на момент поступления в школу.

          Задачи психолого – педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. В дошкольном возрасте – основное направление работы службы сопровождения – ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе, преемственности между ДОУ и начальной школой.

Решение задач психолого – педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия специалистов с ребенком, а требует организации работы с педагогами и родителями как участниками  учебно – воспитательного процесса.                         Непосредственное решение задач сопровождения осуществляется через взаимодействие с родителями – это групповые консультации по вопросам речевого развития, возрастные особенности детей, организация предметно – развивающей среды в домашних условиях. За последние три года отмечается динамика востребованности групповых консультаций. Общее количество присутствовавших родителей более пятисот. Отдельно родители приглашаются на индивидуальные консультации по вопросам развития их ребенка, где специалисты Центра разрабатывают индивидуальный маршрут сопровождения и психолого – педагогического воздействия. В сложных случаях рекомендуется консультация детского невролога Пудожской ЦРБ для направления в ОПР и ДВПФ ДРБ г. Петрозаводска.

Активное участие в системе сопровождения принимают педагоги образовательных учреждений Пудожского района. Воспитатели ДОУ искренне заинтересованы в участии специалистов ЦПМСС в разработке программ по подготовке детей к школе. Эта задача решается через районные методические объединения, семинары – практикумы, педагогические часы внутри учреждений, индивидуальные консультации с педагогами - дошкольниками.

Спецификой организации дошкольного образования в городе Пудоже является то, что все подготовительные к школе группы (четыре) сосредоточены  на базе МКОУ СОШ №1.

 Благодаря отлаженной системе сопровождения воспитатели подготовительных групп, учителя начальных классов, специалисты школ (педагог – психолог, учитель – логопед) имеют возможность заранее, до начала учебного года познакомится с качественным составом воспитанников и первоклассников, спланировать работу по успешной адаптации ребенка в первые дни пребывания в школе.

Специалисты школ могут заранее скомплектовать группы для коррекционно – развивающей работы, не тратя драгоценное время на диагностику. 

В 2012 – 2013 учебном году в подготовительных группах диагностика готовности к школьному обучению проводилась в новой, усовершенствованной форме. Взаимодействие специалистов Центра (логопеда, дефектолога, психолога) было более слаженным, в форме педагогического консилиума по каждому воспитаннику. К диагностике также привлекались воспитатели групп. Результатом этой сложной и энергозатратной работы явились Диагностические карты выпускника подготовительной группы, которые содержат полную информацию о будущем ученике – его здоровье, навыки развития коммуникативной сферы, уровень самообслуживания, интеллектуальное развитие, готовность к обучению грамоте (речевое развитие), сформированность компонентов психологической готовности к школе, состояние мелкой моторики. С данными результатами ознакомлены родители, педагоги начальных классов, специалисты ОУ города на родительской конференции «Скоро в школу мы пойдем». Специалисты Центра ПМСС в данной работе выступают независимыми экспертами и осуществляют главную функцию в системе образования района – осуществление преемственности между разными ступенями образования и его непрерывности. При отсутствии данной услуги в районе может сложится ситуация несогласованности действий, т. к. преемственность осуществляется не только между подготовительными группами МКОУ СОШ №1 и первыми классами, но и между дошкольными учреждениями (выпускники старших групп) и подготовительными группами при СОШ №1(передается информация об уровне предварительной диагностики готовности к школе и индивидуальные рекомендации по каждому воспитаннику)

Построение эффективной системы сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, сократить число дезадаптированных детей, имеющих трудности в обучении и воспитании".

Творческое обучение.

Март 2012г.

На базе Центра психолого-медико-социального сопровождения по плану Информационно методического Центра прошел мастер-класс для учителей технологии (обслуживающего труда) образовательных учреждений города и района на тему «Шерстяная живопись». Принявшие участие в данном мероприятии учителя посетили выставку народного творчества «Время мастеров» в Доме Культуры. А затем учитель трудового обучения Центра ПМСС Галина Владимировна Карсакова показала всем присутствующим открытое занятие с учащимися Центра «Валяние шерсти». Данное направление было выбрано учителем в качестве факультатива по учебному плану с 2010 года.

Наблюдая за процессом валяния из шерсти учащимися, учителям было трудно безучастно усидеть на месте. Они вместе с девочками подключились к творческому процессу и далее уже Галина Владимировна провела для педагогов мастер-класс «Шерстяная акварель». Из разноцветной шерсти взрослые делали картины - натюрморт «Фрукты». Для всех учителей это была незнакомая технология и они с интересом учились. Каждый был увлечен работой и остался доволен своими результатами. Получились прекрасные шедевры.

Галина Владимировна поделилась со своими коллегами опытом работы, продемонстрировала организованную у себя в кабинете выставку работ по живописи (масло, акварель, шерстяная живопись). Сама она переняла опыт технологии валяния шерсти у карельского мастера г.Петрозаводска И.Соломещ на практическом семинаре, который проходил в 2010 году в Администрации Пудожского муниципального района в рамках проекта, разработанного Московским эколого-просветительским Центром «Заповедники», совместно с национальным парком «Водлозерский». Семинар был посвящен теме развития экономической активности местного населения, направлен на улучшение уровня жизни в сельских поселениях, расположенных на особо охраняемых природных территориях и собрал участников из Архангельской, Калужской областей, Москвы, Карелии.

Знания и умения, полученные на семинаре, Галина Владимировна сразу же решила применить в своей работе с учащимися Центра ПМСС на уроках трудового обучения. Разработала программу факультативных занятий «Возрождение ремесел Пудожского края». При взаимодействии с Пудожским краеведческим музеем наглядно познакомила девочек с видами ремесел, бытовавших на Пудожской земле и народными инструментами (веретено, чески). Для проведения занятий предварительно изготовила пять видов сувенирной продукции: вязаные коврики, грелки на чайник в технике лоскутного шитья с символикой г.Пудожа; бусы и валеночки из валяной шерсти; мешочки для трав и пряностей, оформленные карельской вышивкой.

Посещая мастер-классы по ткачеству в Доме Творчества, девочки научились ткать коврики. Обучились технике «Шерстяная акварель». Галина Владимировна обучает учащихся профессиональным приемам труда и прививает соответствующие трудовые навыки. Девочки успешно освоили технологию валяния шерсти, вязания и ткачества и могут с удовольствием изготовить своими руками бусы из шерсти, кукольные валеночки и тапочки. Свои работы учащиеся Центра вместе с учителем выставляют на различных республиканских и районных выставках - «Туристическая Карелия», «Республика Карелия-инвестиции в будещее» (в г.Петрозаводске), «Ситцевая карусель», «Время мастеров» (ДК г.Пудожа) и мн.др. Ежегодно участвуют на зимних Никольских ярмарках. Выпускники школы успешно сдают итоговую аттестацию по трудовому обучению.

Полученные трудовые знания, умения и навыки адаптируют учащихся в современных экономических условиях и обязательно пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни.

 

Н. Мартяшкова

Директор Центра ПМСС

 

Педагогические достижения.

2010г.

В целях поддержки и развития профессиональных педагогических сообществ, выявления и поощрения лучших педагогических работников Республики Карелия, в рамках мероприятий, посвященных Году учителя, с апреля по июнь 2010 года проводится республиканская "Педагогическая олимпиада 2010", которая включает в себя восемь конкурсов.

В конкурсных испытаниях республиканской "Педагогической олимпиады 2010" активное участие приняли специалисты МОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения Пудожского района и завоевали призовые места.

Копотина Светлана Сергеевна, педагог-психолог Центра ПМСС заняла 1 место в республиканском конкурсе «Педагог-психолог 2010» среди 16 претендентов из образовательных учреждений Республики Карелия, обыграв педагогов-психологов Центра психолого-медико-социального сопровождения г.Петрозаводска (2 место) и учреждения среднего профессионального образования «Сортавальский колледж» (3 место). Кроме этого, мнение высокопрофессионального жюри совпало с мнением присутствующих в зале педагогов образовательных учреждений Республики, представителей Министерства образования, Института повышения квалификации работников образования, Республиканского Центра диагностики и консультирования, студентов и преподавателей Карельской государственной педагогической академии и Копотина Светлана Сергеевна завоевала номинацию «Приз зрительских симпатий».

Борисова Ольга Борисовна, учитель-логопед Центра ПМСС заняла 3 место в республиканском конкурсе «Педагог специального коррекционного образования 2010» в номинации «специалист», уступив логопеду Повенецкой школы -интерната № 18, занявшей 1 место и всего полбалла логопеду общеобразовательной школы г. Медвежьегорска, занявшей 2 место.

Майбородина Елена Николаевна, учитель-дефектолог стала лауреатом данного конкурса.

 

В конкурсах «Педагогической олимпиады» учитывались все критерии профессиональной деятельности специалистов, их мастерство и личностные качества. При отборе участников в финальный этап, представителями жюри изучались результаты работы специалистов за три последних года в предоставленных аналитических справках, заранее анализировались конспекты уроков, занятий, тренингов, просматривались резюме всех претендентов.

В финале оценивались коммуникативные навыки педагогов и уровень их профессионального мастерства. Участникам конкурса нужно было представить себя как высококвалифицированного специалиста и свою деятельность, использовав стенгазету, видеоролик, презентацию и др., а также показать открытое мероприятие.

Психолог Копотина С.С. показала мастер-класс с элементами тренинга с находящимися в зале студентами очного отделения факультета «Психологии» КГПА на тему «Детско-родительские отношения». Логопед Борисова О.Б. и дефектолог Майбородина Е.Н. показали открытые коррекционные занятия с детьми специальной коррекционной школы-интерната № 22, имеющими сложную структуру нарушений (интеллекта, речи, слуха). В подготовке к данным занятиям приняли участие и учащиеся начальных классов Центра ПМСС вместе со своим классным руководителем Дмитриевской М.В., изготовив оригинальные цирковые колпачки, которые были использованы на физкультминутке открытого занятия логопеда и написали приветственное пожелание своим сверстникам республиканской школы-интерната.

 

Специалисты Центра ПМСС оказывают психолого-педагогические услуги детям, педагогам, родителям, специалистам, работающими с детьми всех образовательных и социальных учреждений города и района. Работают по различным направлениям педагогической деятельности-диагностика, коррекция, консультирование, просвещение, методическая помощь. Активно участвуют в семинарах, конференциях, совещаниях, проводимых Информационно-методическим центром, педагогических советах и родительских собраниях в дошкольных образовательных учреждениях. Разрабатывают методические рекомендации для детей, испытывающими трудности в обучении и поведении. Оказывают помощь педагогам в разработке коррекционных программ и индивидуального маршрута обучения. Определяют программу и специальные условия обучения учащимся. По любым вопросам, касающимся обучения, воспитания, развития детей и подростков, можно обратиться к специалистам Центра ПМСС и получить квалифицированную помощь.

Высокие результаты работы педагогов и их профессиональное мастерство было заслуженно оценено членами республиканского жюри.

 

Педагогическая олимпиада 2010 выявила наиболее творческих педагогических работников Республики Карелия; поощрив и поддержав их профессиональные потребности в самосовершенствовании и самореализации; повысила престиж профессионального педагогического образования и педагогической профессии.

 

Директор Центра ПМСС Наталья Мартяшкова.