«Утверждено» приказом по уч.-восп.работе № 7 от 23.01.17 г

 

Директор Н.В.Мартяшкова

 

 

 

 

 

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

 

 

 

Тема «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном пространстве Пудожского муниципального района»

 

 

 

Дата проведения: 27 января 2017 года Начало: 10.00 часов

 

 

 

Место проведения: МКОУ Центр ПМСС (г.Пудож, ул.Пионерская, д.69-б)

 

 

 

Ответственный координатор: Мартяшкова Наталья Владимировна

 

(директор ЦПМСС, председатель ПМПК)

 

 

 

ПЛАН СЕМИНАРА

 

 

 

п/п

Тема выступления

Докладчик

1

Вступительное слово

Мартяшкова Н.В.

Директор ЦПМСС

2

Деятельность ПМПК Пудожского района: цель; направления работы; категория детей, нуждающихся в комплексном обследовании; алгоритм прохождения ПМПК; новые требования к предъявляемой документации

и др.

Мартяшкова Н.В.

Председатель ПМПК

Педагог-психолог

3

Анализ мониторинга детей, обследованных на ПМПК по возрастному составу, нозологии нарушений и образовательным организациям

Ремезова Ю.Н.

Социальный педагог

4

Рекомендации ПМПК по определению образовательного маршрута

(изменения в связи с введением ФГОС)

Майбородина Е.Н.

Учитель-дефектолог

5

Требования к составлению педагогической характеристики. Рекомендации педагогам.

Майбородина Е.Н.

Учитель-дефектолог

6

Логопедическое обследование на ПМПК. Рекомендации педагогам.

Борисова О.Б.

Учитель-логопед

7

Подготовка родителей к ПМПК.

Создание позитивного настроя.

Копотина С.С.

Педагог-психолог

8

Дискуссия по теме. Вопросы-ответы

Все участники семинара

 

 

 

 

 

 

Работать сообща во благо ребенка...

 

 

 

27 января 2017 года специалисты Центра психолого-медико-социального сопровождения Пудожского района провели на базе своего образовательного учреждения районный семинар на тему «Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном пространстве Пудожского муниципального района».

 

Необходимость в проведении семинара на данную тему возникла в связи с внесением изменений в Закон об образовании и с введением федеральных государственных стандартов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Показ ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) требует очень серьезной предварительной подготовки как со стороны направляемой организации, так и со стороны родителей. О направлениях работы, категории детей, нуждающихся в комплексном обследовании, алгоритме прохождения комиссии доложила участникам семинара председатель ПМПК Мартяшкова Наталья Владимировна.

 

Ежегодно через ПМПК Пудожского района проходит в среднем 100-120 детей от 1 до 18 лет. С результатами мониторинга обследованных несовершеннолетних на ПМПК по возрастному составу, нозологии нарушений и образовательным организациям познакомила присутствующих социальный педагог Юлия Николаевна Ремезова. Анализ мониторинга показывает, что за последние три года изменился возрастной состав детей, необходимым обследование на ПМПК. Если ранее это были обучающиеся начальных классов (8-10 лет), то сейчас всё чаще показывают на ПМПК детей среднего звена (от 10 до 14 лет). По нарушениям больше всего детей с задержкой психического развития, причем отмечается тенденция увеличения обследованных детей на ПМПК, имеющих множественные нарушения развития (не один, а несколько дефектов) и детей дошкольного возраста.

 

Для педагогов образовательных учреждений главным итогом показа их ученика на ПМПК являются рекомендации по определению образовательного маршрута. Помочь разобраться с новыми формулировками заключений (особенно с вариантами обучения по коррекционным программам) помогла учитель-дефектолог Елена Николаевна Майбородина. Специалист на семинаре проанализировала педагогические характеристики, предоставляемые учителями и дала методические рекомендации по их составлению. Елена Николаевна отметила, что рекомендации учителя, данные в характеристике ребенка, очень важны для членов комиссии.

 

Специалисты ПМПК, каждый, выполняя свою определенную функцию, работают сообща на благо ребенка и вместе принимают коллегиональное решение. Роль логопеда в деятельности комиссии раскрыла в своем выступлении учитель-логопед Ольга Борисовна Борисова, отметив, что почти всем обследованным детям необходима коррекционная логопедическая помощь.

 

Из практики работы отмечается, что сообщение об обследовании ребенка на ПМПК чаще всего болезненным является не для ребенка, а для его родителя (законного представителя). Поэтому актуальным вопросом на семинаре выло выступление психолога Светланы Сергеевны Копотиной о психологической подготовке родителей к ПМПК, созданию у них позитивного настроя.

 

В практической части семинара участники в подгруппах разрабатывали тактику поведения и сообщения в корректной форме родителю о необходимости показа их ребенка на ПМПК. Отрадно, что многие учителя и завучи смогли поделиться своим положительным педагогическим опытом в этом направлении работы.

 

Все участники семинара участвовали в дискуссии и смогли получить квалифицированные ответы специалистов Центра на волнующие вопросы по данной тематике.

 

В семинаре приняли активное участие методисты и воспитатели дошкольных образовательных учреждений № 1, 4, 46 г.Пудожа, завучи и учителя СОШ № 2 и № 3 г.Пудожа, школ района п.Водлы, п.Пудожгорский, д.Авдеево, п.Подпорожье, п.Кривцы специалисты (психологи, логопеды, социальные педагоги) детских садов и школ, работники социальных учреждений — Пудожского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями и Учреждение социального обслуживания РК «Центр помощи детям № 6 г.Пудожа».

 

Во все образовательные и социальные учреждения направлены методические рекомендации для использования в своей работе.

 

Благодарим руководителей, педагогических и социальных работников за сотрудничество!

 

В следующих выпусках газеты мы познакомим родителей и педагогов с алгоритмом подготовки ребенка на ПМПК.

 

 

 

Директор Центра ПМСС Наталья Мартяшкова.

Районный семинар для учителей образовательных учреждений города и района

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир особого ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

Калиман Наталья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

В Пудожском районе обучается 127 детей с ОВЗ в 12 ОУ. Из них 49 – в начальных классах, 78  - в 5-9 классах.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Поэтому 13.11.15 г. Информационно-методическим центром был организован семинар для учителей-предметников, воспитателей по теме «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», который проходил на базе МКОУ Центра психолого-медико-социального сопровождения. Присутствовало 27 педагогов. Выступления подготовили специалисты и учителя ЦПМСС и Центра реабилитации детей и подростков. Вела семинар педагог-психолог ЦПМСС Копотина С.С.

Майбородина Е.Н. – учитель-дефектолог ЦПМСС – раскрыла вопрос о структуре ОВЗ, основных направлениях и содержании коррекционно-развивающей работы. Она рассказала, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Кроме этого рассказала о работе ПМПК, полную информацию о которой, перечень документов для прохождения комиссии можно найти на сайте ЦПМСС Пудожского района.

Борисова О.Б. – учитель-логопед ЦПМСС – раскрыла классификацию дисграфий – нарушения письма, дислексий – нарушения чтения,  привела конкретные примеры, дала подробные методические рекомендации по обучению детей с нарушениями речи.

Тишкова А.С. – учитель ЦПМСС – поделилась опытом по организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке географии в малокомплектном классе. Отметила, что для развития в целом личности ребёнка коррекционно-развивающие уроки играют очень важную роль. Они способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленных на решение поставленных целей и задач. На уроках происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, осязания) каждого конкретного ученика.

Инструктор по физической культуре Центра реабилитации детей и подростков Пахомова В.В. провела веселую физкультминутку с педагогами. Рассказала об организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ по профилактике сколиоза, плоскостопия. Об участии детей Центра в спортивных мероприятиях района и РК. В конце своего выступления показала гимнастику для профилактики шейного остеохондроза.

Социальные педагоги реабилитационного Центра Гладкая О.А. и Тазеева В.В. поделились опытом внеклассной работы с детьми с ОВЗ. На базе Центра проводится кружковая деятельность с привлечением родителей. Дети лепят из соленого теста, делают игрушки из бросового и природного материалов, создают картины из цветов, молотого кофе и чая. В Центре оборудован кабинет, где ребята занимаются и выставляют свои работы.

В ходе семинара педагоги задавали вопросы, участвовали в прениях. Все теоретические вопросы были подкреплены практическими примерами, методическими подборками и рекомендациями.

Считаю, то такие встречи способствуют повышению квалификации педагогов, поиску и использованию активных форм, методов и приёмов обучения детей с ОВЗ, эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

 

Учитель-дефектолог высшей категории

МКОУ ЦПМСС Майбородина Е.Н.

 

Учитель - какое неизведанное, но в тоже время знакомое каждому человеку, а особенно каждому школьнику слово! Оно появилось еще в Древней Руси и означало «упражняться». Но есть точка зрения, что оно произошло от древнеиндийского «находить удовлетворение».

Пятого октября во всех учебных заведениях России чествовали учителей, благодарили их за нелегкий труд, восхищались терпением и высказывали уважение. В МКОУ Центре психолого – медико – социального сопровождения небольшой, но очень сплоченный и работоспособный коллектив педагогов. Нам, организаторам торжественного мероприятия,  хотелось в этот день и всю предшествующую неделю сделать незабываемой для каждого учителя.

В ЦПМСС очень любят местную газету «Пудожский вестник», из нее мы получаем новости о жизни района и республики, о достопримечательностях и значимых событиях.  Поэтому было решено оформить праздничный стенд в коридоре учреждения в виде газеты – «Педагогического вестника», посвященного дню учителя. Черно – белые фотографии, распечатанные на газетной бумаге, текст в колонках про каждого сотрудника, о его педагогическом пути, отраслевых наградах, добрые слова и пожелания… Все это вызвало приятный шок у наших коллег и неподдельный интерес у детей и посетителей Центра. Учащиеся старших классов под чутким руководством классных руководителей Тишковой А. С. и Насоновой В. И. порадовали праздничными стенгазетами и подарками своими руками.

Тему СМИ было решено поддержать и в праздничном мероприятии. Благодаря таланту Ольги Борисовны Борисовой была создана мультимедийная презентация, со вставками заставок телепередач  - «Школьный городок», «АБВГ-дейка», «Ералаш» и мн. другое. Наши детишки особенные, им с трудом дается заучивание стихов, выступление на публике, поэтому хорошим выходом из такой ситуации было использование видеокамеры для предварительной записи видео поздравлений, небольших сюжетов из жизни учреждения и пр.

И вот настал торжественный час – украшенное фойе полно гостей – учителей, детей, родителей. Музыка… Стихи… Добрые слова… Веселый персонаж Девочка (Копотина С. С.) помогает ведущему (Майбородина Е. Н.) праздничной телепередачи. Очень интересно угадывать педагогов по голосу, по части фото, собирать учителя на урок, смотреть на себя на большом экране. Праздник прошел на одном дыхании. А в конце всех ждал сюрприз: торт для учителей и сладости детям.

Как жаль, что праздник закончился, но остались добрые воспоминания, творческий заряд и удовлетворение от признания труда учителя.

Очень важно ценить и уважать нелегкий труд учителя!

Учитель-это, можно сказать, главное составляющее школы. Учителя делают нередко просто невозможные вещи, уча детей, преодолевая множество трудностей и проявляя мужество. Ведь не так просто заслужить авторитет, а еще и у ребёнка!

Настоящий  учитель не только даёт знания, он отдаёт всё, что у него есть, всю свою душу, абсолютно всем делится со своими учениками, которые становятся для него родными. Как приятно видеть детей, которые замирают, когда учитель входит в класс, и не от боязни, не от страха, нет, - от уважения.

Очень красиво и точно сказал о профессии учителя итальянский писатель Джованни Руффини: «Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама».

Я желаю своим коллегам творчества, любви и терпения! Чтоб даже самые дерзкие планы осуществлялись!

 

Копотина Светлана

Педагог – психолог ЦПМСС

Начался учебный год.... 2015-2016

Под звуки школьных песен в МКОУ Центр ПМСС началось торжественное мероприятие, посвящённое началу учебного года. Улыбки детей, радостные лица гостей,  цветы, шары, оформление, музыка - все создавало волшебную атмосферу праздника. Замечательные стихи о школе прочла выпускница Анастасия Анхимкова. Забавно и поучительно прошла игра «Веселые буквы». Необычным и смешным поздравлением первоклассников запомнился номер педагогов, выступивших в роли детишек из детского сада…  

И вот уже сказаны все главные слова, прозвучала праздничная речь директора, и  ученики торжественно дали клятву хорошо учиться, как вдруг выяснилось, что от дверей школы пропал «золотой» ключик. Он оказался в руках старухи Шапокляк. Вот тут-то  и начался переполох: она стала раздавать всем школьникам двойки и убеждать их в том, что лучшей оценки и придумать нельзя, пыталась всячески помешать им победить в конкурсах… Наконец-то, вредная старушка пообещала  отдать «золотой» ключик, если ученики правильно соберут портфель в школу. Ребята умело справились  с этим заданием. Со слезами на глазах Шапокляк сдержала свое слово и вернулась в свой сказочный мир. А детской радости не было предела. Под бурные аплодисменты гостей учащиеся разошлись по классам на свой первый в этом году урок. Праздник удался на славу!

Учителя Центра ПМСС Насонова В.И., Тишкова А.С.

По волнам нашей жизни...

12 декабря  МКОУ Центр психолого – медико – социального сопровождения отметил свой 25 – летний юбилей!

25 лет: много это или мало? Много! Потому что 216 выпускников с ограниченными возможностями здоровья получили в стенах нашей школы знания, спортивную закалку, добрую поддержку и заботливое внимание учителей. Для каждого поколения она была своей, особенной, но всегда родной и любимой, так как традиции школы свято сохраняются и передаются из года в год.

Мало! Потому что педагогический коллектив нашего образовательного учреждения отличается высокой работоспособностью, стремлением к новым высотам. Благодаря знаниям, педагогическому мастерству всего коллектива, школа находится в творческом развитии.  Она по-прежнему молода, неиссякаема на таланты, изобретательскую инициативу, творчество, новизну. Работают  здесь замечательные учителя – добрые, понимающие, очень терпеливые…

      Поздравить с юбилеем пришли заместитель Главы администрации Пудожского муниципального района Холунина А.А.,  и.о. начальника отдела образования Копаева О.А.. Андерсон Т.А., директор МБУ СРЦ «Забота». Капиталова Т.П., директор МБУ ПРЦДПОВ, Амозова Т.А.. психолог СОШ № 3, Гроль Т.Н., учитель – логопед СОШ № 2.

     Праздничная программа была подготовлена оригинально и с любовью. Ведущие Майбородина Е.Н. и Дмитриевская М.В. пригласили всех присутствующих отправиться в путешествие на школьном корабле «Радужный». Пассажиров приветствовала своим танцем «Яблочко» команда корабля, ученики 1 и 4 классов. После звука корабельной рынды корабль направился в «Бухту сбывшихся Надежд». Ведущие рассказали об истории создания нашего учреждения. Осенью 1989 г.  вспомогательная школа - интернат №5 приняла своих первых учеников. В апреле 2005 года в результате реорганизации двух образовательных учреждений (школы - интерната и психолого – медико – педагогической комиссии) и был создан Центр психолого – медико – социального сопровождения. За это время сменилось три опытных капитана – директора школы, все они внесли свою лепту в ее историю и славные дела. Первым директором была Дебеш (Горецкая) Т.В. Она передала бразды правления Наумовой А.А. Анна Александровна передала штурвал Мартяшковой Н.В. Сегодня возглавляет этот корабль – четвертый директор Копотина С.С.

Говоря о  знаменательной для школы дате, мы не можем не вспомнить о ветеранах педагогического труда. О людях, которые отдали всё самое лучшее и светлое этой школе. О людях, которые долгие годы делили с нами все праздники и будни. О людях, которые стоят у самых истоков славной истории нашей школы.   Одними из первых учителей были Горецкая Т.В., Наумова А.А., Карсакова Г.В., Ефимов А.А., Харина С.Ф., Зиновьева Е.Ф., Матюшкина Л.К., Семенцова Н.В., Березина А.Н., Кусков М.И. Проплывая через  «Залив Ветеранов» мы с благодарностью вспомнили имена  талантливых педагогов школы, наших бывших коллег. Копаева О.А., и.о. начальника отдела образования вручила нашим педагогам – ветеранам Наумовой А.А., Горецкой Т.В., Карсаковой Г.В., Кускову М.И. Благодарственные письма Главы администрации Пудожского муниципального района связи с 25 –летним юбилеем МКОУ ЦПМСС за положительные результаты работы, творческое и добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, личный вклад в обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. От коллектива МКОУ ЦПМСС им были вручены памятные подарки.

Более двадцати лет, не изменяя традициям, трудятся в нашем стабильном коллективе Фокина Н. Г., Горбачева Т. Ф., Серебренникова Н. С., Дмитриевская М. В., Ремезова Р. П., Майбородина Е. Н., Ефимова Т. В., Рахова В. Д., Ремезова Ю. Н.

Подарком для всех присутствующих стало выступление Татьяны Медведевой с песней о Карелии и шуточной песней.

Говорят,  что  детские  воспоминания  самые  яркие  и  запоминающиеся. А  ведь  детство  -  школьная  пора. Как  давно  это  было:  1989  год, первый  выпуск.  Наверное,  поэтому  с  особым  волнением    мы посмотрели фотографии наших выпускников, снова   окунулись в  мир  воспоминаний, где  были  и  детские  слезы, и  радости,  и  ошибки,  и  удачи,  и  первая  любовь, а  также  вера  в  будущее  и  мечты. 

Обогнув остров Выпускников, школьный корабль приблизился к материку Центрляндия. Уже в течение 10 лет наше учреждение не  школа, а Центр психолого – медико – социального сопровождения. Фотографии рассказали о нашей жизни в настоящее время: это уроки, праздники, экскурсии в пожарную часть и на хлебозавод, на подводную лодку в г.Вытегра, «Малые Олимпийские игры», шахматный турнир, походы и многое другое.

Не обошлось на празднике без сюрпризов: при возвращении в Юбилейную Гавань в зал ворвались пираты. Они приготовили задания для детей. А потом угостили всех конфетами!

Гости праздника познакомились с работами учащихся, выполненных под руководством чутких наставников на интересной выставке в коридоре учреждения.

Помимо образовательной деятельности – обучение школьников с ОВЗ – ЦПМСС выполняет много других значимых функций в системе образования Пудожского района. Это и проведение семинаров, конференций, сотрудничество с ОУ с целью просвещения родителей по психолого – педагогическим вопросам обучения и воспитания детей разного возраста, определение образовательного маршрута, многочисленные мониторинги и многое – многое другое.

            В этот день прозвучало множество поздравлений и пожеланий. Все это еще долго - долго будет помнить каждый, кто принял участие в празднике. Так пусть же сбываются пожелания, которые в этот день были адресованы коллективу работников и детей. Живи и процветай, Центр!

                                                                                  Борисова Ольга Борисовна

Республиканская научно – практическая конференция в Центре ПМСС.

Министерство образования Республики Карелия и государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр диагностики и консультирования» с участием МКОУ ЦПМСС Пудожского района организовали и провели 6 ноября 2014 г. V Республиканскую научно – практическую конференцию «Профессиональная компетентность педагогов и специалистов образовательных организаций как условие психолого – педагогического и медико – социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве».

Конференция состоялась в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», где Центр психолого – медико – социального сопровождения Пудожского района  является базовой организацией стажировочной  площадки государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»  по лоту «Распространение моделей развития системы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся».

На Конференции с докладами выступили специалисты Министерства образования Республики Карелия и специалисты центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей Петрозаводска, Пряжи в режиме селекторного совещания.

 

В ходе работы секций, организованных на местах, обсуждались вопросы социально-коммуникативной компетентности педагога в организации образования детей с ОВЗ, разработки и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. Так же педагоги активно делились опытом организации сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях города и района.

Данная тематика очень актуальна в настоящее время, т.к. количество детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно велико, порядка ста пятидесяти детей в Пудожском районе. Это дети особой заботы и внимания, требующие к себе индивидуального подхода. В рамках работы Конференции педагоги города и района очень активно и эмоционально делились между собой насущными проблемами организации обучения данной категории детей в условиях современных образовательных стандартов.

 

Хочется поблагодарить всех участников Конференции за их неравнодушие. Особая благодарность всем выступившим с докладами в ходе работы секций - Питке Ю.А.– учителю-логопеду  МКОУ СОШ №1, Орловой Н.Н.  – учителю-логопеду МДОУ №1 г., Логиновой  С.С. – социальному педагогу МУ РЦДПОВ, Майбородиной Е.Н. – учителю-дефектологу МКОУ ЦПМСС,Амозовой Т.Я. – педагогу-  психологу  МКОУ СОШ №3, Семеновой И.А. – учителю-логопеду МКОУ СОШ №3, Дмитриевской М.В. – учителю МКОУ ЦПМСС, Легостовой В.А. – завучу по УВР МКОУ СОШ №3, Василевой И. В. – учителю МКОУ СОШ №3, Гроль Т.Н. – учителю-логопеду МКОУ СОШ№2 г.Пудожа, Кусковой Е.М. – педагогу-психологу МКОУ СОШ №2, Федотовой М. А. – дефектологу МДОУ №1, Клещенок М.В. – педагогу-психологу МДОУ №1, Борисовой О.Б. – учителю-логопеду МКОУ ЦПМСС,Исаевой С. Н. – воспитателю МДОУ№4, Авдеевой Л. В. – старшему воспитателю МДОУ №46.

В работе конференции на местах приняли участие специалисты ГБОУ ЦДК г. Петрозаводска – Михайлова Н. Ю. и Бурачевская Е. О., которые высоко оценили уровень подготовки и организации мероприятия.

По итогам работы Конференции была утверждена Резолюция.

Мы, специалисты МКОУ ЦПМСС, надеемся на дальнейшее взаимодействие с ОУ города и района в повышении эффективности психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Пудожского муниципального района.

Благодарим за сотрудничество!

Директор, педагог – психолог МКОУ ЦПМСС Светлана Копотина

                 27 марта 2014 года специалистами МКОУ ЦПМСС был организован и проведен районный семинар для завучей по УВР, старших воспитателей, учителей – логопедов, учителей – дефектологов, педагогов – психологов образовательных учреждений города и района по актуальной теме:

 

«Психолого – педагогическое и медико – социальное

сопровождение развития ребенка в ОУ»

В течение последних лет учеными и практиками отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих отклонения в своем развитии. Это дети, имеющие патологию зрения, слуха, речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, умственную отсталость, аутистические расстройства. Так же отмечается рост численности детей со сложным дефектом (то есть нарушение зрения и умственная отсталость, нарушение опорно-двигательного аппарата и умственная отсталость). Категорию детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии, принято называть дети с ограниченными возможностями здоровья.

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие, необходимость обеспечения гарантии развития его потенциальных возможностей, права ребенка на достойное место в обществе становится сегодня неотъемлемой целью деятельности каждого образовательного учреждения.

В современных условиях понятие образования тесно связано с такими категориями, как здоровье психическое, моральное и физическое, психологическая безопасность, возможность самореализации, уважение и гарантия защиты прав несовершеннолетних.
В этом контексте особенно актуальными сегодня являются проблема формирования здоровьесберегающего образовательного пространства.

В связи с чем, повышается значимость деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, установление тесных взаимосвязей между ПМПк дошкольных и школьных образовательных учреждений и МКОУ ЦПМСС. Само психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение представляет собой ответ науки и практики на требование общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.

То есть служба сопровождения образовательного учреждения является необходимым условием формирования здоровьесберегающего образовательного пространства.

Согласно основным положениям действующего законодательства предметом деятельности специалистов службы сопровождения детей в образовательных учреждениях являются:

·         Профилактика возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в образовательном процессе;

·         Влияние на формирование гуманных, гуманистических, субъект-субъектных отношений в образовательных учреждениях всех видов и типов, развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;

·         Помощь ребенку в своевременном и эффективном решении проблем развития (проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, трудности в усвоении программного материала, проблемы социально-эмоционального и личностного характера и т. д.)

В случае дизонтогенного (нарушенного) развития ребенка своевременная диагностика дает возможность максимально раннего начала коррекционно-педагогической работы, что является в свою очередь залогом успешного формирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии.
В последнее время  в образовательной системе   наметилась тенденция инклюзивного, интегрированного обучения детей с ОВЗ.

При отсутствии психолого-педагогического и медико-социального сопровождения  говорить о полноценном создании здоровьесберегающего образовательного пространства для детей  нельзя. Отсутствие деятельности специалистов службы сопровождения не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении, но и негативно скажется на качестве работы  образовательного учреждения с другими обучающимися. Что в конечном итоге окажет пагубное влияние на психофизическое  и эмоциональное здоровье всех участников образовательного процесса.

В настоящее время в  образовательной системе нашего района   в  двух дошкольных учреждении есть логопеды, в одном дошкольном учреждении коррекционной направленности -  психолог и  дефектолог; в основных и средних общеобразовательных школах 3 логопеда, 4 психолога, в не в каждой школе есть социальный педагог, и, к сожалению, эта категория специалистов отсутствует в дошкольных учреждениях, а  школы не имеют учителей-дефектологов. В полном составе служба сопровождения представлена только в двух образовательных учреждениях, но в этих учреждениях ПМП консилиумы пока еще не работают. Плодотворно работает ПМП - консилиум в течение нескольких лет в городской школе №3, в МКОУ СОШ №2 только налаживается работа этого немаловажного направления.

Хочется обратиться ко всем руководителям образовательных учреждений:  в целях обеспечения освоения детьми  в полном объеме образовательных программ, а так же коррекции недостатков  психического или физического развития детей с ОВЗ, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений дополнительные ставки педагогических работников (учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов), и, согласно требованиям нормативно-правовой базы,  наладить работу ПМП- консилиумов. 

МКОУ ЦПМСС обязано  сотрудничать с образовательными учреждениями через ПМП консилиумы и осуществлять методическое руководство их деятельности, что в дальнейшем мы планируем делать.

Таким образом, только при условии развитой системы службы сопровождения образовательных учреждений, полноценной работе ПМП консилиумов, тесной взаимосвязи их с МКОУ ЦПМСС, мы можем говорить о формировании здоровьесберегающего образовательного пространства, сохранении здоровья субъектов образовательного процесса.

Эти актуальные вопросы были предложены для обсуждения участникам семинара специалистами МКОУ ЦПМСС Борисовой О. Б. (учитель – логопед), Майбородиной Е. Н. (учитель – дефектолог), Копотиной С. С. (педагог – психолог). В ходе оживленной дискуссии все пришли к выводу о необходимости создания ПМП-консилиумов и взаимосвязи образовательных учреждений.

15 ноября 2013 года на базе МКОУ ЦПМСС состоялся районный семинар по теме: «Жестокое обращение с детьми как проблема современного  общества».

Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям.

 

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня– это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

 

15 ноября 2013 года в МКОУ Центре психолого - медико-социального сопровождения Пудожского района прошел районный семинар – практикум «Синдром жестокого обращения с ребенком. Причины и последствия». Участниками семинара были социальные педагоги, классные руководители, учителя, логопеды из районных образовательных учреждений,  а так же специалисты из социальных учреждений города и района, методисты ИМЦ и начальник отдела социальной политики, защиты прав и профилактики правонарушений несовершеннолетних Соболева О.П.

 

В ходе работы семинара обсуждались такие вопросы как «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и учету на территории Пудожского муниципального района случаев жестокого обращения с несовершеннолетними, организации оказания помощи несовершеннолетним, подвергшимся жестокому обращению».

 

Виды жестокого обращения с ребенком в семье и социуме, причины и последствия деформации личности ребенка в результате жестокого обращения с ним в семье (С.С. Копотина, С.В. Логинова, Ю.А. Питке)

 

Своим опытом работы по теме «Выявление случаев синдрома жестокого обращения в семье» из практики классного руководителя поделилась классный руководитель МКОУ ЦПМСС  Дмитриевская М.В..

 

Эмоционально тяжелая тема жестокого обращения с ребенком в семье требовала снятия психологического напряжения для этого, используя ресурсы сенсорной комнаты МБУ «Забота» Светлана Васильевна Логинова провела с участниками семинара тренинг.

 

Огромное значение имеет работа по профилактике жестокого обращения, как в школе, так и в семье.

 

Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез, если даже они провинились.

Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног, совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет  сынок или ручки протянет дочка,

обнимите покрепче их, детской ласкою дорожите.

Это счастье – короткий миг, быть счастливыми поспешите!

Ведь растают как снег весной, промелькнут дни златые эти,

И покинут очаг родной повзрослевшие наши дети.

Перелистывая альбом с фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом, о тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть в это время опять вернуться,

Чтоб им маленьким песню спеть,

 щечки нежной губами коснуться.

 

 

 

                           классный руководитель Дмитриевская М.В.

                                                         социальный педагог Ремезова Ю.Н.